Solar X, SolarX


 Новости


Solar X

Версия: 1, 2
Фото Solar X
Фото Solar X

Постепенно электронная сцена порождает своих героев, способных не только конкурировать с изрядно утомившими "легендами рока", но и вызывающих доверие аудитории. В их число, несомненно, попадает Solar X, разговоры о котором не стихают с осени 96 года. Музыкант, провозглашенный открытием года, вызывающий пересуды в электронной тусовке. Кто он? Компьютерный гений, по мнению одних, или шарлатан по мнению других? Или просто человек, увлеченный своим делом? Ответы на эти и другие вопросы приводятся ниже в интервью, которое я взял у музыканта дождливым воскресеньем.

Ты помнишь свое первое столкновение с электронной музыкой?
Solar Х: Конечно, помню: это произошло года в два или три. Из приемника доносилась пьеса "Рорсоrn". С того момента и началось мое увлечение музыкой, в которой используются электронные звуки, потом позже, в возрасте пяти-шести лет, я был с родителями в цирке, где был такой номер: канатоходец шел по вертикально натянутому канату. И все это сопровождалось музыкой то ли Space, то ли Kraftwerk.

Как начинались твои ранние пробы пера?
Solar Х: Я никогда не думал серьезно писать музыку. Порой, конечно, такие мысли меня посещали, когда я перелистывал очередной журнал. Но я никогда не мечтал о том, что такая возможность у меня будет. Иметь свой синтезатор - это было недосягаемо. И вот однажды мой отец-физик отправился с чтением лекций в Ирландию и привез оттуда "Ямаху". Его никто не просил об этом, но праздник состоялся, и на многие годы. Я начал проводить долгие часы на протяжении недель и месяцев за инструментом, пытаясь подбирать то, что мне нравилось. Потом состоялось мое знакомство с аналоговым синтезатором "Маэстро" - очень интересным инструментом отечественного производства. Потом появился компьютер, и с его появлением я начал более серьезные опыты, поскольку на "Ямахе" все было сложно: сначала придумывалась одна мелодия, затем - другая, третья, потом - запись на кассету. Затем кассета вставлялась в магнитофон, который мог звучать с двух каналов и сверху делалась еще одна накладка. И так три-четыре накладки, без секвенсора. (улыбается) Таким способом я записывал множество кассет, на которых были всевозможные наброски, отложенные мной "на потом". Единственная работа доделанная мной до конца - пьеса "Мерцающая Поверхность". Я редко возвращаюсь к старым работам. Обычно сочиняется новый материал, а о старом забываешь.

Как получилось, что к середине 80-х тебя не задело то, что называется "русским роком"?
Solar Х: рок-н-ролл я слушал лет с десяти, поскольку мои родители были им увлечены. Благодаря им я познакомился с музыкой Брайана Ферри и др. К середине 80-х я слушал ранний хип-хоп, затем Сabaret Voltaire, Depeche Mode. К этому времени рок меня уже не интересовал, я воспринимал его как архаичную музыку. Меня всегда привлекала электронная музыка. Поэтому я очень любил Depeche Mode, в музыке которых практически не было гитар, если и были, то в виде исключения, не так, как у других. Музыка была одним из многих моих увлечений. Когда было время посидеть дома, я часами сидел за синтезатором, что-то сочиняя. За день я мог сочинит пять-шесть мелодий подряд. На завтра - столько же. А рок-н-ролл - это другой мир, не пересекавшийся со мной никак.

Ну а музыка "монстров жанра" - Tangerine Dream, Клаус Шульце - не интересовала?
Solar Х: На определенный момент мне нравилась любая музыка, где использовался электронный звук. Это были O.M.D., Laibach, Жан-Мишель Жар, Tangerine Dream, Клаус Шульце... Но когда я cтал сочинять музыку сам, мне стало интересно слушать что-либо другое, порой противоположное своей. Кстати, тогда я слушал много китайской симфонической музыки, и до сих пор сохранил несколько пластинок. Мне нравится музыка, которую невозможно предугадать. Поэтому очень люблю Баха, музыка которого преподносит неожиданные ощущения. Повторяемость в музыке - для меня критерий сомнительный. Идея должна звучать столько, сколько нужно для ее выявления. Хотя существует медитативная музыка, когда люди в течение нескольких часов хотят сосредоточиться на чем-то одном.

Как же появился Solar X?
Solar Х: В начале 90-х я попал в автомобильную аварию, и засел дома практически безвылазно на два года. Основным моим собеседником тогда стал компьютер, хотя друзья постоянно меня навещали. Благодаря компьютерным сетям у меня появилось множество знакомых в Америке и Англии, писавших музыку с использованием аналоговых синтезаторов. Единственной радиопрограммой, которую мне интересно было слушать в ту пору, была "Ковчег дядюшки Ко". В таком недостатке информации пришло осознание того, что если я хочу чего-то необычного, то должен написать все сам. В этом, наверное, и заключается главная причина того, что я начал писать музыку: мне хотелось услышать то, что интересно самому, а не то, что кто-то дал послушать. Находясь дома после аварии, я придумал себе псевдоним - "Outre Mer", что по-французски означает "заморский". Под этим псевдонимом я делал треки, которые электронной почтой рассылал друзьям - в Москве и за границей. Уже тогда существовал саунд-лист "Аналоговые Небеса", объединяющий тех, кого увлекал аналоговый синтез. Среди этих людей есть те, кто занимается работами с аналоговыми синтезаторами с 60-х годов. Многие их советы мне тогда очень помогли. Вскоре мне позвонил один из моих друзей и предложил выступить в клуб "Пилот". Это было неожиданно, хотя к тому моменту я подумывал о выступлении на сцене. Передавая демо для "Пилота", я решил не использовать старый псевдоним, т. к. этим я раскрыл бы себя для тех, кого знаю в сетях Internet, Fido. В ту пору мне хотелось сохранить инкогнито. А Solar X появился так: буквально накануне я писал программу для физического факультета, где тогда работал. Я закончил физический факультет МГУ и в качестве диплома писал программы для лабораторных работ. Это была программа расчета солнечных потоков, проходящих через атмосферу, называлась она "Solar Flucks". Сокращенный вариант "Solar X" Кроме того, в Германии существует одноименный журнал, объединяющий любителей фантастики. Так же в каком-то фантастическом романе существовало раковое заболевание того же названия.

Ты стал одним из первых музыкантов, привлекших внимание американского лейбла "Defective Records". Как случился такой альянс?
Solar Х: Как я уже говорил, где-то на рубеже 94-95 годов я забрался через Internet в саунд-лист "Аналоговые Небеса" и задал вопрос, связанный с русскими синтезаторами. Мне ответило множество людей, одним из них был Тед Нигрен - шеф лейбла "Defective Records". Он попросил меня прислать кассету, что я и сделал через знакомых. Там ее послушали и предложили мне издать присланный материал. Мне понравилось название, сама идея выпуска как бы сломанной пластинки. В то время меня привлекала экстремальная музыка, я делал разрушенные звуки, пропускал их через фуззы и дисторшены. Как выяснилось, я не был в этом одинок.

Мне попался в руки номер "Птюча", запомнившийся и основном твоим интервью с Робертом Мугом. Честно говоря, я не знал, что в России такое количество людей работало над созданием синтезаторов.
Solar Х: История синтезаторов интересует меня давно. Причем не только устройство. Приобретая очередной синтезатор, я давал в "Аналоговых Небесах" описание всех его данных. Что касается изобретателей, упомянутых в том интервью, то они все живы, за исключением Льва Термена, которого я еще застал в МГУ, где он работал на физфаке. Хорошо помню его волосы, идущие назад, словно он бежал навстречу ветру. Разговаривать с ним мне не довелось. Грустно было смотреть на него в университетской столовой - человек, бывший живой легендой, сидел за столиком и ел вермишель, оседавшую на его пиджаке. Во время конференции, приуроченной к 100-летию со дня рождения Льва Термена, состоялся показ фильма Стива Мартина "Термен: электронная одиссея". Мне довелось его посмотреть; фильм интересный, документальный, но снят как художественный. Причем на Западе он прошел не только в кинотеатрах, но и в клубах, где исполняется электронная музыка.

Какому звуку ты отдаешь предпочтение - сэмплерному или аналоговому? И почему.
Solar Х: Все развивалось волнообразно. Было время, когда я считал, что аналоговый звук невозможно ничем воспроизвести. Сейчас же мне кажется, что цифровые технологии более гибки, но ограничиваться только ими - это уже рамки. Я использую как сэмплеры, так и аналоговые синтезаторы. Я редко использую звуки, сэмплированные с микрофона. Мне нравятся звуки, изначально рожденные в электрических цепях, либо в цепях компьютера. Звук в этом случае построен с нуля, т. е. не имеет природного происхождения. Хотя мне нравятся скрипка, орган, звуки которых я использую в некоторых вещах.

Какова история появления альбома "X-Rated"?
Solar Х: История простая: у меня скопилось много материала, а послушать было нечего. Стало ясно, что если я не выпущу альбом, то не состарюсь как музыкант. Все, что выходило ранее - крохи. А мне хотелось выпустить свою работу, организовать лэйбл. Я и мои друзья собрали деньги и вложили их в готовый альбом, записанный в 95-м году. Я даже выпустил его ограниченным тиражом на кассете.

Работа в домашних условиях или Home taping - для тебя вопрос идеологии или экономии?
Solar Х: Я не могу представить себя в студии, поскольку мне хочется, чтобы это было рядом с местом, где я живу, чтобы процесс не был ограничен временными рамками. И потом, мне нравится идея создания всего своими руками - от звука до конечного продукта. Наверное, поэтому я не работаю с приглашенными музыкантами. И я не один такой. Есть достаточное количество музыкантов, работающих в подобных условиях. Есть даже термин "Bedroom music". Squarepusher, Aphex Twin создают свою музыку в таких условиях.

У нас, как известно, все иначе: если обычный сэмплер доступен по цене любому американцу, то у нас...
Solar Х: Аппаратура, которая есть у меня, дает необходимое качество. Компьютер со звуковыми картами, специальные цифровые выходы - все это способно превратить конечный звук в качественный продукт. Я делал саунд, не используя сложных компрессоров на мастере по верху, поскольку вся обработка была сделана изначально. Звук был изначально сделан с эффектом, потом использован в записи.

В буклете, сопровождающем "Х-rated", упоминается лейбл Art-Tek, который определяется как художественное пространство для собратьев по разуму. Каким образом сформирована репертуарная политика на данной территории?
Solar Х: Я не скажу, что это состоявшийся лэйбл. Ситуация проста до традиционного: будут деньги - выпустим что-то еще, не будет - соответственно. Вокруг меня достаточно людей, пишущих музыку, у каждого свое отношение ней, к звуку. Но рынок у нас очень специален: трудно продать тираж, чтобы окупить расходы. Говорить о доходах излишне. Есть планы по поводу компиляции, но есть одно жесткое требование: никакой посредственности не должно быть.

Какие инструменты были использованы при записи?
Solar Х: Аналоговые синтезаторы российского производства. Кстати, в том же 95 году я записал еще один экстремальный по саунду альбом, под псевдонимом Marya Udarnik. Названия пока нет, есть несколько вещей, исполняемых на концертах.

Как получился альянс с Артемом Троицким, вылившийся в кавер- версию "Королевы" Пугачевой?
Solar Х: Я горжусь этой работой, а случилось все так: Артема я знаю давно, он хорошо знает мою музыку, оказывал мне поддержку. В декабре прошлого года он позвонил мне и предложил такой проект. Он приехал ко мне, я засэмплировал его голос, потом разрезал сэмплы на небольшие фразы и сунул в компьютер, обработал и наложил музыку. Послушал, что из этого вышло, попробовал разные варианты, но вернулся к первоначальному. (с сожалением) Досадно, что ни на CD, ни на кассете я никак не упомянут. Кстати, Артема это возмутило не меньше.

Что, на твой взгляд, привлекает западных издателей в музыке ди-джеев? Это попытка получить то, чего не удалось добиться от "русского рока" в силу почти полной профнепригодности?

Solar Х: Ситуация выглядит иначе. Рынок на Западе перенасыщен, а хорошие работы можно пересчитать по пальцам. На крупный лэйбл пробиться практически невозможно. Defective Records, Sеrоtonin - маленькие лэйблы и рынок у них также невелик. Говорить о коммерческом успехе поэтому не приходится. Можно говорить только о наличии интереса. Россия занимает не последнее место в создании электронных инструментов. Может быть, в этом и кроется разница между отечественной электронной музыкой и роком. Корни нашего рок-н-ролла довольно зыбки, они основаны на подражании Вeatles и др. Оригинальных групп очень мало. Тем более, что текстовая сторона интересна только здесь. А электронная музыка космополитична. Ее пишут в России, Японии, Франции, Америке. Это музыка нового поколения, музыка cyber пространства.

Музыка, представленная на "Х-rated", отличается ассоциативностью...
Solar Х:: "X-rated" - это буквально означает "запрещенный", "детям до 16". Идея была следующей: взять названия из рубрики объявлений в порно- журналах. Будучи в Лондоне, у своего приятеля DJ Jango я увидел книжку, представляющую собой собрание визитных карточек-открыток, которые оставляют в телефонных будках Лондона проститутки. В книге их было собрано около 1000. Интересно было использовать названия, предлагающие себя. Я просидел над книгой несколько часов и выписал некоторые из них, не слишком явные, без инвектива, но сочные. А потом я подставил каждый трэк так, чтобы каждая фраза ему соответствовала. Например, трэк "Wicked & Beautiful" - "Прекрасная и Порочная". Он состоит из двух частей, на самом деле их больше, но выделяются наиболее ярко две. Все остальные трэки также имеют связь с названием. Исключение - трэк "tuch pulses", написанный ранее. А почему бы и нет? Эротика - одна из самых мощных сторон бытия.

Каким ты представляешь следующий альбом?
Solar Х: Хочется сделать новый альбом более электронным, более необычным не только по звуку, использовать структуру песенных ритмов. У меня написано несколько номеров в безумных ритмах под 200 ударов в минуту. Поэтому у меня возникла идея назвать этот альбом "Ритмы Калашникова".

Беседовал Михаил А. Шишков, журнал Fuzz, 11-1997.



При использовании материала с сайта ссылка обязательна!
Copyright © 2005-2010 oXidant  | Дизайн Евгений Мулдашев

Рейтинг@Mail.ru Рейтинг клубных сайтов