Tortoise


 Новости


Tortoise

Фото Tortoise
Фото Tortoise

Не будет преувеличением сказать, что весь американский инди-рок, и особенно его чикагский "филиал", с приходом Tortoise почувствовали толчки необыкновенной силы и подверглись серьезным тектоническим сдвигам. Дело было не только в слишком острых приправах, которыми музыканты снабдили свой звуковой сплав, размывая стандартное звучание старого доброго рок-н-ролла. Группа была не в ладах и с правилами песенной композиции, принятыми в альтернативном роке. Разрастаясь временами до секстета, Tortoise больше налегали на кудрявый инструментальный саунд, граничащий с кул-джазом. Неудивительно, что в рок-музыке 90-х группа стояла особняком. Лихие инструментальные пассажи при таком чутком интуитивном взаимодействии музыкантов - это штучная работа, способная вызывать восхищение, но плохо поддающаяся копированию.

Идеологическое брожение, приведшее к появлению Tortoise, было замечено в чикагской коммуне инди-рока в 1990 году. Все началось с того, что басист Дуглас Маккомбс (Douglas McCombs) и барабанщик Джон Херндон (John Herndon) затеяли собственный проект, в котором дали выход своим экспериментаторским аппетитам. На первых порах ничего серьезного они не имели в виду. Тем более что параллельно их услугами пользовались другие группы, в частности, Маккомбс играл в командах Eleventh Dream Day и Brokeback, а Херндон - в Poster Children, причем он не только орудовал барабанными палочками, но и отвечал за клавиши и виброфон. Если у коллег по чикагской сцене возникала потребность в ритм-секции, они всегда могли обратиться за помощью к Маккомбсу и Херндону, которые подражали ритм-секции своего любимого реггей-дуэта Sly & Robbie. Что касается Tortoise, то здесь основным полем их исследований стали разные формы обработки звука и различные методы продюсирования. Со временем группа обросла новыми участниками. В 1993 году пришел Джон Макинтайр (John McEntire), незаменимый человек в команде, продюсер, барабанщик и виброфонист, экс-участник Gastr Del Sol и Red Crayola. Именно на нем лежит главная ответственность за фирменный саунд Tortoise, ни на кого и ни на что не похожий. Когда в составе появились бас-гитарист Банди Ка Браун (Bundy K. Brown) и перкуссионист Дэн Битни (Dan Bitney), Tortoise уже готовились к большому дебюту.

Отсчет своей дискографии они начали в 1993 году с двух синглов, каждый из которых включал пять треков. Опекающий их лейбл Thrill Jockey опубликовал в 1994-м и их дебютный альбом "Tortoise". Экстравагантный саунд, отдающий дань инди-року и прог-року и замешанный на джазовых вариациях, казался очень интересным. Но в целом вписывался в рамки существующей традиции. Впрочем, имелись и некоторые существенные отклонения. Ряд композиций воспринимался как реакция на английский техно-эмбиент, правда, пропущенный через экспериментализм 70-х (в манере Can и Faust). Это был пестрый натюрморт, составленный из ритмов реггей, электроники, джаза, эмбиента, вкраплений классики. Музыкальные издания Европы и Америки посчитали своим долгом оперативно проинформировать читателей об альбоме "Tortoise", которому давали преимущественно позитивную оценку.

Андеграундная аудитория тут же усмотрела в Tortoise потенциальных классиков. Интерес к их музыке рос с каждым днем. К концу года лучшие ремикс-версии их композиций были объединены на альбоме "Rhythms, Resolutions and Clusters". Среди авторов значились известные звукоинженеры и ремиксмейкеры Джим О'Рурк (Jim O'Rourke), Стив Эльбини (Steve Albini), Брэд Вуд (Brad Wood) и другие, обработавшие первоисточники в стиле техно, эмбиента и хип-хопа с привлечением естественных природных звуков.

В 1995 году группа выпустила 12-дюймовый сингл "Gamera" и вскоре попрощалась с Банди Брауном, который предпочел самостоятельную продюсерскую работу, а кроме того, у него к этому времени имелись два сайд-проекта, Slowpoke и Directions in Music. Так что без работы он не остался, а в рядах Tortoise появился новый басист Дэвид Пэджо (David Pajo), игравший до этого в группах Slint и For Carnation. С ним началась запись второго альбома "Millions Now Living Will Never Die" (1996 год). Большая часть материала мало отклонялась от схемы, опробованной на первом диске, хотя недостатка в идеях и экспериментах с новыми песенными структурами группа не испытывала. Наиболее разительное исключение составлял первый трек "Djed". Слушателям предлагался двадцатиминутный коллаж: грохочущий бас, погруженный в поток грязных звуков и обработанный в Dub-стиле, который после щелчка переходил в уже знакомый спокойный, несколько угловатый инди-рок. "Грандиозный пастиш из краутрока, даба и кул-джаза", - писала пресса.

Раздавались и удивлявшие группу упреки в разрушении рок-музыки. "Странно слышать, что ты не оправдываешь чьих-то ожиданий, - сетовал Маккомбс. - Несколько лет назад появился термин построк. Его придумал Саймон Рейнолдс (Simon Reynolds), который объяснял его как "использование рок-инструментов для целей, не связанных с роком". И вот все почему-то решили, что мы и есть та группа, которая призвана разрушить рок-жанр или рок-традиции. А к нам это никогда не имело никакого отношения".

Надо сказать, привлекать к себе внимание и будоражить воображение группа умела. И не только у коллег-музыкантов, но и у служителей других муз. Биография Tortoise, например, стала одной из сюжетных линий романа Тимоти Уайта (Timothy White) "low Fidelity", главный герой которого отправляется в Лондон, чтобы достать все записи команды, которые только сумеет отыскать.

До конца 1995 года команда выполняла гастрольные обязательства перед фанами. Tortoise проехали с концертами по Великобритании на разогреве у Stereolab. Турне по Северной Америке предусматривало ряд сборных шоу вместе с группами 5iveStyle и Sea and Cake, а также несколько хэдлайнерских концертов. Закончился тур в Японии. Джон Макинтайр между тем продолжил продюсерскую деятельность. На его ответственности лежал саунд лучшего альбома Stereolab "Emperor Tomato Ketchup", а также дебютные лонг-плеи групп 5iveStyle, Trans Am и Rome.

Идея выпустить альбом ремиксов по материалам LP "Millions Now Living Will Never Die" претерпела некоторые изменения. На этот раз музыканты сами определили потенциальных авторов ремиксов (таких же искателей приключений в жанре техно), которым и раздали выбранные треки. Скажем, ремикс на композицию "Djed" доверили U.N.K.L.E., а в дальнейших интерпретациях были задействованы все тот же Джим О'Рурк, а также Oval, Bedouin Ascent, Spring Heel Jack и другие.

Следующим команду покинул Дэвид Пэджо, затеявший собственный проект Aerial-M. Его заменил давний друг музыкантов гитарист Джефф Паркер (Jeff Parker). Паркер был не просто мастером своего дела, но и активным действующим лицом на бурлящей джазовой сцене Чикаго, а кроме того успел поучаствовать в сайд-проекте Херндона Isotope 217. Записанный с ним третий альбом "TNT" (1998 год) обозначил поворотную точку в карьере группы, для которой приоритетным стал плотный, витиеватый инструментальный саунд. Придерживаясь традиций инди-рока, группа пускалась в смелые инструментальные импровизации, подпитываясь идеями у авангардного джаза и классического минимализма, саундтреков и британской электроники. Но в целом звуковое бунтарство удалось приручить и придать ему вполне цивилизованный вид, правда, под весьма претенциозными названиями. В трек-листе значились, например, песни "In Sarah, Menchen, Christ аnd Beethoven There Were Women And Men" или "I Set My Face to the Hillside".

Под стать им назывался и самостоятельный альбом Дугласа Маккомбса, изданный в 1999 году, - "Field Recordings from the Cook County Water Table". К его появлению на свет приложились чикагский джазовый ансамбль Chicago Underground Orchestra и товарищи по Tortoise Джон Херндон и Джон Макинтайр. В том же 99-м году Макинтайр написал саундтрек для фильма Уильяма Райана (William Ryan) "Reach the Rock".

Четвертый лонг-плей Tortoise "Standards", изданный в 2001 году, отличался в общем тем же подходом к материалу. Разве что на последнем этапе работы в их собственной студии Soma Studios музыканты снабдили альбом хорошей порцией примочек. В отношении композиции песен они тоже решили вернуться к более жесткой, компактной и агрессивной структуре. По мнению рецензентов, с альбомом "Standards" команда попыталась освежить в памяти свои рок-истоки. В рамках промо-кампании альбома зимой 2001 года Tortoise отыграли серию концертов в крупнейших городах Европы, выступили на фестивале All Tomorrow's Parties. А весной группа отправилась в североамериканский тур, в котором их сопровождал японский музыкант Nobukazu Takemura, коллега по лейблу Thrill Jockey. Одно из самых больших шоу они отыграли на сцене электронного фестиваля в Детройте. В результате коммерческие показатели диска "Standards" оказались самыми высокими в карьере Tortoise. Альбом попал в первую десятку независимого чарта и даже засветился в Billboard 200, правда, на самом последнем, 200-м месте.

Перерыв в дискографии Tortoise не повлиял на снижение трудовой активности музыкантов. В частности, Херндон, который дебютировал сольно (под именем A Grape Dope) еще в 2000 году, поиграл в группе Eternals и поработал продюсером. А в 2003 году издал второй лонг-плей "Missing Dragons".

Еще одна трехлетняя пауза отделяла "Standards" от нового альбома "It's All Around You" (2004). Встретили его гораздо спокойнее, чем его предшественника. Слишком знакомыми казались даже самые оригинальные из приемов Tortoise, повторенные уже в который раз. Альбом как всегда был полон отголосками разных жанров и смутных, трудно уловимых настроений. Объяснение этой эмоциональной непрозрачности дает бывший бас-гитарист Tortoise Банди Ка Браун. "Когда я слушаю записи Tortoise или прихожу на их концерт, - говорит музыкант, - я всегда чувствую, где кончаются личные идеи и начинается коллективное творчество. Но, мне кажется, находясь вне группы, в этом трудно разобраться. Такое намеренное смешение разных ракурсов - неотъемлемая часть эстетики Tortoise".



При использовании материала с сайта ссылка обязательна!
Copyright © 2005-2010 oXidant  | Дизайн Евгений Мулдашев

Рейтинг@Mail.ru Рейтинг клубных сайтов