Charlatans, The Charlatans


 Новости


Charlatans

Фото Charlatans
Фото Charlatans
Фото Charlatans
Фото Charlatans

Яркие представители манчестерской музыкальной сцены конца 80-х - начала 90-х, Charlatans в своем рок-поколении отличились сразу, взяв самый стремительный старт. Мелодии 60-х, органные риффы и захватывающее чувство свободы - три кита, обеспечившие группе широкую фановскую поддержку и симпатии критиков. Взлет Charlatans не был простой случайностью, что и подтвердила вся их сложная 15-летняя карьера.


Датой рождения команда называет 1989 год. Место рождения - Нортвич, небольшой городок в окрестностях Манчестера. В конце 80-х британский рок переживал так называемый "мэдчестерский" период, с родоначальниками Stone Roses во главе. Вдохновленные музыкой Happy Mondays и, конечно, Stone Roses, четверо молодых музыкантов: Роб Коллинз (Rob Collins, клавиши), Джон Бейкер (Jon Baker, гитара, экс-Liquid Egg), Джон Брукс (Jon Brookes, барабаны) и Мартин Блант (Martin Blunt, бас-гитара, экс-Makin' Time), - начали репетировать вместе, меняя вокалистов одного за другим. Вместе с солистом/ гитаристом Базом Кеттли (Baz Kettley) команда сделала две демо-записи. Однако песни, которые сочинял Баз, слишком тяготели к панку 60-х, а остальным участникам хотелось делать что-то более актуальное. Несколько выступлений на разогреве у Stone Roses только укрепили их в этом намерении. Уход База Кеттли облегчил им задачу. Выбор Charlatans в конце концов остановился на вокалисте и гитаристе Тиме Берджессе (Tim Burgess, экс-участник Electric Crayons). Неудивительно, что ему сразу удалось наладить с группой дружеские отношения. Он был очень творческим, неординарным человеком. "Я редко общался с людьми, - писал о нем один из интервьюеров, - которые так же глубоко чувствовали, как важно сочетать самоуверенность, юмор, эксцентричность, неповторимую индивидуальность, парадоксальность и интеллектуальную глубину, когда разговариваешь в присутствии диктофона".


С приходом Тима Charlatans попытались наладить отношения с рекорд-лейблами. Но безуспешно. Свои услуги предложил им давний друг Стив Харрисон (Steve Harrison), владелец музыкального магазина и маленького лейбла Dead Dead Good Records, на котором в январе 1990 года они и издали дебютный 12-дюймовый диск "Indian Rope". Сингл, заметно выделявшийся в потоке релизов благодаря динамичному органу Роба Коллинза, поднялся в Тор 100 британского инди-чарта. К этому времени живые выступления Charlatans уже были на слуху - приглашенный к их подготовке известный калифорнийский осветитель и ветеран своего дела "Captain Whizzo" сделал их шоу незабываемыми. Психоделические визуальные образы раз за разом будоражили воображение зрителей.


Весной 1990 контракт с Beggars Banquet был уже делом решенным. Мнения музиндустрии о новоявленных Charlatans не отличались единодушием, многим они казались еще одной копией Stone Roses. Между тем второй сингл группы "The Only One I Know" оказался однозначным хитом, оккупировав Тор 10 английского поп-чарта (и Тор 5 рок-чарта США). Эта головокружительная поп-песня, близкая по стилистике Byrds, надолго стала визитной карточкой группы. Еще один хит-сингл "Then" (#12 в Великобритании) настолько подогрел ажиотаж вокруг команды, что дебютный альбом "Some Friendly" (осень 1990) стартовал в чартах сразу на первой позиции. Готовя свой первый релиз и мечтая покорить публику по обе стороны Атлантики, музыканты остановились на миролюбивом названии "Some Friendly", отбросив массу других, гораздо более вызывающих, например "Fuck Over". Альбом был серьезной заявкой на будущее. Оптимистичные ритмы трека "Polar Bear", немного зловещий фанк "Flower" и самая известная из ранних вещей "The Only One I Know" (с клавишными, вызывающими в памяти Deep Purple) - демонстрировали широкие возможности начинающей команды. Заключительная песня альбома "Sproston Green" до сих звучит в финале живых шоу Charlatans.


Мало кому из артистов удавалось начинать с такой высокой ноты, фактически с кульминации. Зато в последующие годы карьера группы развивалась зигзагами. Проблемы не заставили себя долго ждать. В 1991 году Charlatans отправились в первый тур по Соединенным Штатам. Тут же оказалось, что свои "Шарлатаны" в Америке уже есть (точнее, были в 60-е годы), так что британцам пришлось прибавить к названию буквы "U.K.". Несмотря на определенный успех синглов, лонг-плей "Some Friendly" не вызвал у американцев особого интереса и едва добрался до 73 строки чарта Billboard. По возвращении на родину гитарист Джон Бейкер объявил о своем уходе. Последний концерт в составе Charlatans он отыграл в лондонском Royal Albert Hall. Его сменил гитарист Марк Коллинз (Mark Collins) (однофамилец клавишника), игравший до этого в манчестерской команде The Waltones. Однако и теперь группа работала в полсилы из-за сильнейшей депрессии бас-гитариста Мартина Бланта (слухи ходили самые зловещие: одни говорили, что у него маниакально-депрессивный психоз, другие - что он вообще умер). Никак не способствовал рабочей остановке и очередной запой клавишника Роба Коллинза.


В конце концов, в 1992 году второй альбом "Between 10th & 11th" увидел свет, но к этому времени эпоха расцвета "Мэдчестера" осталась позади, стиль потерял свою актуальность. Лучший сингл с альбома "Weirdo" отметился только на 19 строке английского чарта. Продюсирование записи музыканты доверили знаменитому продюсеру Флуду (Flood), который в это время заканчивал работу над альбомом U2 "Achtung Baby". Они очень рассчитывали на Флуда, ожидали от сотрудничества с ним гораздо большего эффекта и были разочарованы результатом, о чем откровенно заявляли в интервью. Это был выстрел вхолостую: публика по большей части проигнорировала "Between 10th & 11th", мнения критиков разделились. Тем не менее в Японии группу встречали с большим интересом, а вот британские гастроли прошли довольно спокойно.


На этом неприятности квинтета не закончились. В конце 1992 года Роб Коллинз был арестован как соучастник вооруженного ограбления. Произошло все совершенно случайно: Коллинз встретил старого друга, хорошо с ним выпил и не мог отказаться провести его в ликерный магазин. Друг сделал свое дело, а Роб Коллинз за компанию был приговорен к 8 месяцам тюрьмы. К счастью, еще до заключения он успел записать свои партии для третьего альбома Charlatans UK.

Пока он отбывал срок, музыканты закончили работу и опубликовали лонг-плей "Up to Our Hips" в начале 1994 года, как раз к его досрочному освобождению. Запись продюсировал Стив Хилледж (Steve Hillage; System 7), качеством саунда Charlatans UK остались довольны. Команда была в прекрасной форме, новый материал получил высокую оценку критиков, сингл "Can't Get Out of Bed" очень понравился фанам и радиослушателям. "Up to Our Hips" покорил Тор 10 Великобритании. Камбэк состоялся.

Пока готовился третий альбом, Тим Берджесс успел записать вместе с Chemical Brothers трек "Life Is Sweet". Это придало ему, а заодно и Charlatans UK, некоторый вес в андеграундных кругах. Четвертый студийный лонг-плей "Charlatans [UK]" (1995 год) пресса называла самым амбициозным, ровным и удачным альбомом группы. Группа сохранила свой характерный саунд, удачно обогатив его танцевальными элементами. Умение рок-н-ролльной команды балансировать между традиционным роком и современной музыкой (пост-эйсид хаус и т.п.) произвело сильное впечатление на самую широкую аудиторию. Неожиданно для самих музыкантов лонг-плей покорил британский рейтинг продаж, став хитом номер один. Интерес к альбому подогрел и хит-сингл "Just When You're Thinking Things Over", названный синглом недели по версии журнала "Melody Maker" и попавший в первую десятку самых продаваемых синглов.

Charlatans UK снова оказались на передовых рубежах британского рока и стремительно набирали очки. Британские критики заодно с фанами, конечно, были от группы в восторге. Очень тепло принимали их меломаны Европы и Японии. Однако все это практически не повлияло на положение команды на американском рынке (очень повредил им в свое время и арест Роба Коллинза). После того как диск "Between 10th & 11th" еще в 1992 году отметился лишь на 173 позиции в Billboard 200, больше ни один альбом группы не пользовался сколько-нибудь заметным успехом в США. Хотя в Европе и Азии Charlatans UK продолжали пожинать плоды своей широкой известности, кульминация которой пришлась на лето 1995 года.

Музыканты записывали пятый студийный альбом, когда на них обрушилось самое серьезное испытание за всю карьеру: в июле 1996 года по дороге в студию в автомобильной аварии погиб клавишник Роб Коллинз, который сел за руль в нетрезвом виде. Роль Коллинза в создании фирменного саунда Charlatans UK трудно поддается оценке, существование группы без него казалось просто невозможным. Но музыканты справились с трагедией и решили продолжать во что бы то и стало. "Мы потеряли не просто прекрасного музыканта и важного участника команды, мы потеряли большого и очень верного друга, - говорилось в официальном заявлении Charlatans UK. - Мы решили продолжать - в память о нем. Он обязательно поддержал бы нас". Когда они готовились к запланированным на август шоу вместе с Oasis и Полом Уэллером (Paul Weller), клавишник Мартин Даффи (Martin Duffy) из группы Primal Scream предложил им свою помощь. Отыграв с ним два очень волнующих и напряженных выступления (даже журналисты были растроганы до слез), Charlatans UK пригласили Мартина Даффи помочь им и в записи студийного альбома. Постоянной замены погибшему клавишнику они даже не надеялись найти, а пока собирались довольствоваться сессионными музыкантами.

В сентябре 96 года первый промо-сингл "One to Another" попал в Тор 3 Великобритании. Второй сингл "North Country Boy" появился уже в марте 1997, непосредственно перед выходом лонг-плея. Сингл поднялся на 4 строку чарта Великобритании. Наконец, был опубликован и сам альбом "Tellin' Stories", достойный трибьют Роб Коллинз. Альбома ждали с нетерпением, интерес подогревался как трагическими новостями из лагеря Charlatans UK, так и хвалебными рецензиями. В результате "Tellin' Stories" стартовал в чартах Великобритании с первой строки. Это был самый сильный релиз группы на тот момент, с уверенным саундом и интересными композиторскими решениями. Еще более органично, чем раньше, выглядело сочетание классического рок-н-ролла и танцевальных ритмов, особенно привлекательное в быстротемповом треке "One to Another" и надрывающей сердце песне "How Can You Leave Us?", посвященной памяти погибшего друга. Композиции, как всегда, сочинялись всем коллективом, продюсировали их тоже сами музыканты вместе с Ric Peet.

В сопроводительный английский тур, в апреле-мае 97 года, с командой отправился друг Даффи клавишник Тони Роджерс (Tony Rogers; экс-Jobe), который настолько удачно вписался в коллектив, что стал более-менее постоянным участников всей дальнейшей жизнедеятельности группы. С ним же группа выехали в мировое турне, которое пришлось несколько раз продлевать - такой интерес вызывали Charlatans образца 1997 года.

А тем временем рекординговая компания Beggars Banquet подготовила отличную компиляцию хитов "The Melting Pot", которая подвела итоговую черту под семилетним сотрудничеством с группой. Даже без всякой рекламной поддержки этот сборник "the best" в феврале 1998 года отметился на 4 строке английского рейтинга альбомов.

Студийную попытку 1999 года "Us аnd Us Only" Charlatans UK записали с клавишником Тони Роджерсом и издали ее на лейбле Universal Records. Появлению диска предшествовали два эпических сингла, "My Beautiful Friend" и "Forever" (британский #12). "Дымчатые клавишные и приглушенные биты окутывают все песни мрачноватой пеленой, которую не удается прорвать даже гармошке и акустической гитаре, спонтанно врывающимся в несколько аморфный, но все равно интригующий саунд", - охарактеризовал запись английский рецензент.

Двухлетняя пауза между релизами не дала музыкантам скучать. Самый большой сюрприз преподнес им их бухгалтер, который, как выяснилось во время судебного разбирательства, присвоил себе около 500 тысяч долларов, заработанных Charlatans UK. Его приговорили к пяти годам тюремного заключения. Между тем у клавишника Тони Роджерса был обнаружен рак, и он начал проходить курс химиотерапии.

А музыканты сублимировали свои житейские неурядицы в творчестве. Альбом 2001 года "Wonderland" еще раз доказал умение группы делать музыку актуальную и вместе с тем не привязанную к конкретному времени, изменчивую и эволюционирующую, но верную однажды выбранному направлению. "Может быть, если бы нас не обобрали, мы не ответили бы такой уверенной, такой энергичной, такой мстительной записью, - сказал Тим Берджесс в одном из интервью. - Может быть, это наша месть всему миру. А может быть, это месть другим группам". Чтобы придать записи особую трогательность, в нескольких треках Берджесс поет фантастическим фальцетом, и тогда "песни парят". Частично записанный в Лос-Анджелесе с продюсером Дэнни Сейбом (Danny Sabre; работал с Marilyn Manson), частично - в Чешире вместе с Джеймсом Спенсером (James Spencer), альбом несет отпечаток обеих культур. В нем звучит Манчестер, в нем слышится Калифорния. Музыканты считают "Wonderland" своим лучшим и самым гармоничным альбомом за всю карьеру.

В мае 2002 года дискография британцев пополнилась релизом "Songs From the Other Side", подборкой би-сайдов, записанных в 1990-97 годах. Это символичное издание, знаменующее "переоценку брит-попа, возврат к восприимчивому року, окрашенному новым психоделическим и танцевальным колоритом".

Charlatans UK вырастили и поддерживают мощную фановскую базу, оставаясь крепким и привлекательным концертным коллективом. Насыщенный органный и гитарный саунд, отличное качество песен гарантировали им неизменный успех у любителей хорошей современной музыки. В конце 2002 года поползли слухи о внутренних конфликтах и даже возможном распаде. Поводом стало решение вокалиста Тима Берджесса поработать самостоятельно, для чего он фактически переехал жить в Лос-Анджелес. Хотя его сольный дебют "I Believe" благополучно увидел свет в 2003 году, на судьбу Charlatans UK это никак не повлияло. Пока вокалист был занят собственным творчеством, остальная группа готовила материал для будущего альбома, написав около 30 новых песен. "Мы не хотим повторяться. Мы продолжаем заниматься музыкой, потому что нам это интересно, - рассуждает гитарист Марк Коллинз. - Чтобы сохранять интерес к своему делу, надо не бояться экспериментов. В любом случае, работая в студии, мы всегда выкладываемся до конца, как будто записываемся в последний раз в жизни".

Автор: Виктория Горпинко



При использовании материала с сайта ссылка обязательна!
Copyright © 2005-2010 oXidant  | Дизайн Евгений Мулдашев

Рейтинг@Mail.ru Рейтинг клубных сайтов